«Главная задача – обеспечение устойчивой работы энергосистемы»

29.10.2020    12:44

Системный оператор Единой энергетической системы (АО «СО ЕЭС») – специализированная организация, единолично осуществляющая централизованное оперативно-диспетчерское управление в ЕЭС России. Специалисты компании решают множество сложных и ответственных задач: прогнозирование потребления электроэнергии и мощности, планирование электроэнергетического режима, круглосуточное управление энергообъектами, участие в перспективном развитии энергосистемы. Об обеспечении устойчивого функционирования энергосистемы в любых условиях EastRussia рассказал генеральный директор Филиала АО «СО ЕЭС» «Объединенное диспетчерское управление энергосистемы Востока» (ОДУ Востока) Виталий Сунгуров.

- Виталий Леонидович, в прошлом году вы уже рассказывали об исторических событиях в Якутии – присоединении большей части энергосистемы региона к Объединенной энергосистеме Востока. В этом году Республика Саха вновь звучала в новостных лентах. Расскажите, пожалуйста, с чем это связано теперь?

- Новости 2020 года прямо проистекают из прошлогодних событий, когда к Единой энергосистеме страны были подключены Центральный и Западный энергорайоны энергосистемы Республики Саха. В состав Якутской энергосистемы входят Западный, Центральный, и Южно-Якутский энергорайоны, а также зона децентрализованного энергоснабжения. Западный и Центральный энергорайоны, охватывающие территорию 19 улусов, районов и муниципальных округов Якутии с административным центром республики городом Якутском, вошли в состав ЕЭС России с включением на параллельную работу с ОЭС Востока в январе 2019 года. Управление электроэнергетическим режимом энергорайонов принял созданный с этой целью Филиал АО «СО ЕЭС» Якутское РДУ. Ранее энергорайоны работали изолированно друг от друга и от ОЭС Востока, а функции оперативно-диспетчерского управления объектами электроэнергетики на их территории выполняло ПАО «Якутскэнерго».

При этом Южно-Якутский энергорайон, расположенный на территории Нерюнгринского и Алданского районов Якутии – единственный из якутских энергорайонов, находившийся в составе ОЭС Востока еще с 1980 года, с 2007 года управлялся Филиалом Системного оператора Амурское РДУ.

Таким образом, в 2019 году два из трех работающих параллельно энергорайонов Республики Саха управлялись из диспетчерского центра Системного оператора в Якутске, а один – из Благовещенска. Ничего критичного для надежной работы ОЭС Востока в этом положении дел не было, однако перевод всех энергорайонов Якутии «под крыло» одного РДУ – Якутского – стало логичным шагом к оптимизации структуры оперативно-диспетчерского управления в регионе. 1 сентября 2020 года мы это осуществили: Якутское РДУ приняло от Амурского РДУ функции оперативно-диспетчерского управления электроэнергетическим режимом Южно-Якутского энергорайона Якутской энергосистемы. С этого момента управление режимом работы всей энергосистемы Республики Саха стало осуществляться из диспетчерского центра Системного оператора в городе Якутске.

- Как долго велась подготовка к этому событию?

- Можно сказать, что подготовка к расширению операционной зоны Якутского РДУ началась практически сразу после приема им функций управления Центральным и Западным энергорайонами. Подготовка выполнялась с поэтапным принятием функций информационного ведения, диспетчерского ведения и, на завершающей стадии, – функций оперативно-диспетчерского управления на территории Южно-Якутского энергорайона в полном объеме. Системным оператором выполнен комплекс организационно-технических мероприятий, предусматривающий подготовку инфраструктуры диспетчерского центра к расширению операционной зоны, актуализацию инструктивной и технологической документации, дополнительную подготовку и государственную аттестацию персонала. Было налажено тесное взаимодействие персонала Якутского РДУ с субъектами электроэнергетики и потребителями электрической энергии на принимаемой территории, а также обеспечен перевод диспетчерских каналов связи и каналов телеметрической информации напрямую с объектов в диспетчерский центр. Готовность Якутского РДУ к приему функций управления электроэнергетическим режимом всей энергосистемой Республики Саха была проверена и подтверждена в августе этого года специально созданной комиссией Системного оператора.

- Что это дает потребителю электрической энергии?

- На первый взгляд, произошедшее событие относится к «внутренней кухне» компании. Но это только на первый, так как в энергетике, как в едином организме, все взаимосвязано. Управление электроэнергетическим режимом региональной энергосистемы из одного диспетчерского центра позволяет оптимизировать все основные деловые процессы Системного оператора по управлению электроэнергетическим режимом энергосистемы. В первую очередь, это процессы, связанные с формированием фактических и прогнозных балансов электроэнергии и мощности и формированием заданий по настройке противоаварийной автоматики, планированием ремонтной кампании субъектов электроэнергетики, предотвращением и ликвидацией аварий в энергосистеме – все это имеет самое прямое отношение к стабильному функционированию как энергосистемы в целом, так и отдельных субъектов электроэнергетики и потребителей электроэнергии. 

Также АО «СО ЕЭС» взаимодействует с региональными органами исполнительной власти, в том числе по вопросам обеспечения перспективного развития электроэнергетики региона, с региональным штабом по обеспечению безопасности электроснабжения, с МЧС России и Ростехнадзором. Приведение операционной зоны Якутского РДУ к границам территории Республики Саха сразу повышает эффективность взаимодействия, так как логика организации оперативно-диспетчерского управления энергосистемой теперь соответствует логике организации государственного и муниципального управления и обеспечения безопасности региона.

- С марта темой номер один для СМИ остается пандемия COVID-19. Как она отразилась на работе ОДУ Востока?

- Системный оператор – федеральная компания, поэтому особой разницы в мерах, принятых на Дальнем Востоке или, к примеру, на Урале или на северо-западе страны, не было. Сразу после объявления пандемии и первых шагов российских властей по предотвращению распространения коронавируса Системный оператор перевел подавляющее большинство своих работников на удаленный режим, полностью сохранив все деловые процессы, а значит и уровень управляемости и надежности функционирования Единой энергетической системы.

В нашей компании невозможно перевести на удаленный режим абсолютно всех сотрудников. На рабочих местах остались те, чье непосредственное присутствие в диспетчерских центрах является важным условием непрерывности процесса управления энергосистемой. Это, в первую очередь, посменно работающие диспетчеры и оперативные специалисты по обслуживанию IT- и инженерной инфраструктуры, ряд других категорий сотрудников, которые не могут выполнять свои обязанности в дистанционном формате. Количество персонала в диспетчерском центре ОДУ Востока и региональных диспетчерских управлениях было доведено до минимально допустимого для обеспечения устойчивого функционирования ОЭС Востока.

В самих же диспетчерских центрах был введен комплекс противоэпидемических мероприятий: термометрия, масочный режим, обеззараживание воздуха и контактных поверхностей, санитайзеры, рассадка персонала по отдельным кабинетам, разделенный по времени прием пищи в обеденный перерыв, обеспечение транспортных условий, чтобы сменный персонал не пользовался общественным транспортом. Доступ посетителей, и в обычных условиях ограниченный из-за режимного статуса наших объектов, стал еще строже, но теперь уже по противоэпидемическим соображениям.

В июле-августе, когда эпидемия пошла на спад, мы начали очень постепенно и с сохранением мер предосторожности возвращать людей в офисы, однако с приходом так называемой второй волны вновь вернули большую часть персонала на удаленную работу.

- Сказались ли как-нибудь введенные меры на управлении режимами энергосистемы?

- Оперативно-диспетчерское управление электрическими режимами ОЭС Востока, функции планирования, реализации диспетчерских заявок, планирования ремонтов осуществлялись нашими филиалами в полной мере и в штатном режиме. Никаких сбоев в управлении энергосистемой не было допущено.

- Как же вообще удалось в короткие сроки перевести организацию с таким сложным функционалом на «удаленку»?

- Нам помогло то, что Системный оператор относится к числу наиболее высокотехнологичных компаний российского ТЭК. У нас имелись необходимые IT-ресурсы, заранее отработанные технологии, масштабируемые решения по организации дистанционной работы, и, конечно, высококвалифицированные специалисты. Все это позволило в сжатые сроки обеспечить массовый переход на «удаленку» при сохранении работоспособности всех подразделений и с соблюдением требований информационной безопасности.

На наш взгляд, пандемия наглядно продемонстрировала безальтернативность ускоренной цифровой трансформации. Да, совершенствование инструментов управления, развитие IT-инфраструктуры, внедрение цифровых технологий и современного оборудования требуют значительных усилий, но только они позволяют обеспечить высокий технический уровень готовности к устойчивой работе практически при самом неблагоприятном сценарии.

- Отразилась ли пандемия на энергопотреблении?

- В целом по стране реакция со стороны потребителей оказалась ожидаемой – Системный оператор зафиксировал существенное снижение потребления электроэнергии на фоне ограничительных мер, напрямую затронувших экономику. Однако конкретные цифры по регионам были разными. Сильнее всего – до 10% – потребление упало в Объединенной энергосистеме Средней Волги и энергосистеме Московского региона. А наименьшее влияние пандемия оказала здесь, на Дальнем Востоке. Можно сказать, что в ОЭС Востока снизились лишь темпы роста потребления, а само потребление по-прежнему росло. Например, крупнейшие промышленные потребители региона – предприятия «Транснефти» и РЖД – во втором квартале, когда действовали наиболее жесткие ограничительные меры, по оперативным данным увеличили потребление электроэнергии на 32,6% и 5,4% соответственно. А 17 и 30 июля даже были установлены новые летние исторические максимумы потребления мощности в энергосистемах Амурской области и Хабаровского края и ЕАО.

Вместе с тем в августе впервые за долгое время в ОЭС Востока было отмечено снижение потребления электрической энергии – на 1,5% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. Однако уже в сентябре потребление на 0,5% превысило показатель сентября прошлого года. В целом же по итогам трех кварталов 2020 года потребление электрической энергии в ОЭС Востока выросло на 2,3%, причем рост отмечается во всех региональных энергосистемах, и важную роль тут сыграли предприятия промышленности и транспорта.

Вместе с тем стоит сказать, что с начала октября стали заметны тенденции на дальнейшее сокращение прироста потребления электрической энергии.

- Как идет в этом сложном году развитие ОЭС Востока?

- Совсем недавно состоялось долгожданное для Хабаровского края событие – ПАО «РусГидро» ввело в промышленную эксплуатацию новую ТЭЦ в городе Советская Гавань. Эта станция заменит выбывающие мощности устаревшей, изношенной и неэкономичной Майской ГРЭС, обеспечив условия для дальнейшего развития Советско-Гаванского промышленно-транспортного узла.

В эту большую работу внесли свой вклад ОДУ Востока и Хабаровское РДУ. Специалисты этих филиалов участвовали в подготовке и согласовании технического задания на проектирование, рассмотрении и согласовании проектной документации, согласовании технических условий на технологическое присоединение энергообъектов к электрическим сетям и проверке их выполнения, в разработке комплексных программ опробования напряжением и ввода оборудования в работу. 

И это не формальные согласования, а тщательная проверка соответствия нового оборудования технологическим требованиям для его надежной работы в составе энергосистемы. Такое согласование гарантирует, что вводимый энергообъект и его отдельные компоненты не нарушат надежность и эффективность работы ОЭС Востока. Кроме этого специалисты филиалов Системного оператора выполнили расчеты электроэнергетических режимов в энергосистеме и токов короткого замыкания в сети, определили новые параметры настройки устройств релейной защиты и автоматики, установленных на энергообъектах, протестировали телеметрические системы сбора и передачи информации в диспетчерские центры. Это уже работа по «подстройке» энергосистемы к новым условиям – к тому, что в ней появится новый крупный источник генерации.

После ввода в этом году Совгаванской ТЭЦ и в прошлом году второй очереди ЛЭП 220 кВ Комсомольская – Селехино – Ванино, теперь можно констатировать, что существовавшие много лет серьезные риски нарушения электроснабжения потребителей Советско-Гаванского узла свелись практически к нулю.

Необходимо отметить и продолжающуюся цифровизацию дальневосточной энергетики. Системный оператор уже несколько лет поэтапно внедряет автоматизированную систему производства переключений во всех своих филиалах, что позволяет организовывать автоматизированное дистанционное управление оборудованием объектов электроэнергетики. Совместно с компанией «Россети ФСК ЕЭС» успешно реализуются все новые проекты автоматизированного дистанционного управления электросетевыми объектами.

- О каких объектах идет речь?

- Один из недавних примеров – подстанция 220 кВ «Аэропорт» в Приморском крае. Это – основной центр питания аэрохаба Владивостока. Диспетчеры Приморского РДУ получили возможность автоматизированного дистанционного управления коммутационными аппаратами 220 кВ подстанции, что позволило повысить надежность работы и качество управления электроэнергетическим режимом энергосистемы Приморского края за счет сокращения времени производства оперативных переключений, снижения риска ошибочных действий диспетчерского и оперативного персонала, увеличения скорости реализации управляющих воздействий по изменению топологии электрической сети. Подобных объектов в ОЭС Востока уже более десяти, а в перспективе – гораздо больше.

- Иными словами, пандемия не стала препятствием развитию? 

- Какие-то процессы она, конечно, тормозит. Однако в целом намеченные энергокомпаниями планы реализуются; строятся и вводятся новые объекты: электрические станции, подстанции, линии, совершенствуются автоматика и связь. Специфика энергетики состоит в том, что без нее невозможны ни функционирование экономики, ни тем более развитие. А это означает, что работы нам предстоит много. И мы будем ее выполнять в любых условиях, ведь главная задача Системного оператора – обеспечение устойчивого функционирования энергосистемы.

ИА «Восток России»


Контактная информация ОДУ Востока:

680000, Россия, Хабаровский край, г. Хабаровск,
ул. Муравьева-Амурского, д. 38
Тел: +7 (4212) 39-93-15
Факс: +7 (4212) 31-50-60
E-mail:
Подписка  Подписаться на новости